Главное меню


Необходимость реформирования земельного налога

Налоговую политику как часть финансовой политики государства в наиболее обобщенном виде можно определить как совокупность мероприятий государства в налоговой сфере. Все налоги и сборы, устанавливаемые законодательством, являются отражением, результатом проводимой государством налоговой политики. Проводимая государством налоговая политика является одним из инструментов воздействия и регулирования социально-экономических процессов внутри государства. Одним из этих процессов является обеспечение бюджетной самостоятельности муниципальных образований, где главную роль в обеспечении бюджетной независимости играют два местных налога - это земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Налоговые доходы являются экономической основой деятельности органов муниципального самоуправления. Доля доходов от налоговых поступлений в совокупных доходах местных бюджетов характеризует наличие у муниципальных образований возможности самостоятельно решать вопросы местного значения, обеспечивать населению предоставление благ и услуг. Чем выше этот показатель, тем менее зависимы муниципалитеты от решений региональных органов власти [19].

Необходимость реформирования земельного налогообложения обусловлено повышением эффективности взимания земельных платежей в доходную часть бюджетов муниципальных образований, что в свою очередь даст возможность муниципалитетам более эффективно распоряжаться местными финансовыми ресурсами. Если ранее можно было говорить о том, что размер финансовых ресурсов, необходимый для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, недостаточен, то в связи с последними негативными изменениями в финансовой системе нашей страны и мира в целом снизилась собираемость налогов, что усугубило и без того не радужную ситуацию с финансовой обеспеченностью местных бюджетов [20].

Причинами низкой собираемости, помимо снижения платежеспособности налогоплательщиков, по-прежнему остаются: неразграниченность значительного количества земельных участков, отсутствие постановки их на кадастровый учет; неточность, неполнота и несоответствие данных, необходимых для администрирования земельного налога из различных источников этих данных.

Также причиной, по которой земельный налог до сих пор не может стать определяющим в доходах местных бюджетов, являются заниженная по сравнению с рыночной ценой оценка недвижимости, неопределенность с самим понятием «недвижимость», в результате чего многие объекты недвижимости вообще не подлежат налогообложению (рисунок 10).

Рисунок 10 - Причины низкой собираемости земельного налога в

муниципальном образовании

Согласно позиции Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ, изложенной в письме от 4 марта 2009 г. № 03-05-06-02/14, обязанность по уплате налогоплательщиком земельного налога возникает только после формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета.

Кроме этого, с 2006 года органы Федеральной налоговой службы более не могут опираться при администрировании сбора местных налогов на данные, накапливаемые и использовавшиеся ими в течение всего предыдущего периода, а должны опираться на данные органов местного самоуправления, а также на данные об объектах налогообложения и о правообладателях земельных участков, предоставляемые органом, ведущим государственный кадастровый учет недвижимости и осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За весь предшествующий период государственный кадастровый учет прошли и, соответственно, могут быть предоставлены данные лишь не более чем по 20-30 % от общего числа земельных участков, на которые имеются правоустанавливающие документы. Органы Федеральной налоговой службы практически повсеместно столкнулись с ситуацией, когда данные из указанных источников в большей части не согласуются между собой, неполны, недостоверны и не позволяют без большой дополнительной работы по повышению качества данных собирать земельный налог даже в собиравшихся ранее объемах, несмотря на общее увеличение ставок налога на единицу площади земельных участков [21].

Такая ситуация позволяет сделать вывод, что значительная часть местных налогов не может быть начислена в связи с массовым явлением неполноты и недостоверности необходимых для этого данных.Земельный налог стало сложнее собирать, так как налоговый орган вынужден использовать несколько источников данных, согласование которых - отдельная сложная проблема, в решении которой более всего заинтересованы органы местного самоуправления муниципального образования. Вследствие этого там, где работа по взаимодействию между органом местного самоуправления и федеральных органов исполнительной власти не активизируется, рост земельного налога является незначительным, и наоборот - собираемость местных налогов резко увеличивается при осуществлении работы по такому взаимодействию.

Перейти на страницу:
1 2 3