Главное меню


Определение уровня конкуренции на фондовом рынке

Тема контрольной работы «Определение уровня конкуренции на фондовом рынке» по дисциплине «Финансы».

В контексте исследования особенностей функционирования инвестиционного рынка и его характеристик важное значение имеет анализ уровня конкуренции. Конкуренция является тем элементом рыночной экономики, который обеспечивает взаимодействие спроса и предложения и в случае адекватной реакции рынка уравновешивает цены на нем. Необходимо отметить, что без развитых форм конкуренции механизм действия инвестиционного рынка не может быть эффективным и полностью удовлетворять требования всех субъектов, осуществляющих на нем деятельность. Только высокий уровень конкуренции способен обеспечить повышение качества и расширение ассортимента продукции и услуг, стимулирующее снижение цен, внедрение научно-технических достижений и инноваций, направление капитала в самые продуктивные отрасли и сферы, вытеснение с рынка неэффективных экономических субъектов, а также рациональное использование финансовых и трудовых ресурсов.

Таким образом, целью работы являются количественная оценка уровня конкуренции на инвестиционном рынке с исследованием существующей ситуации на нем, идентификация потенциальных возможностей функционирования, а также выяснение дальнейших направлений развития.

Определение уровня конкуренции на фондовом рынке

Категория "конкуренция" в научной литературе изучалась начиная с XVII в. Однако общепринятого определения сущности этого понятия нет, а его трактовка зависит от целей анализа и описываемого экономического объекта. Обобщая все существующие определения конкуренции, выделим три подхода к идентификации данного понятия: поведенческий, структурный и функциональный.

Согласно первому подходу конкуренция рассматривается как открытая борьба между субъектами хозяйствования за наиболее благоприятные условия купли-продажи товаров и услуг. Также в общем виде конкуренцию понимают как соперничество экономических субъектов за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей.

Для структурного подхода характерно исследование структуры рынка, условий, установившихся на нем, возможностей и способов выхода субъектов из него, особенностей поведения продавцов и покупателей и их количества.

В рамках функционального подхода конкуренция трактуется как соперничество старых и существующих товаров и услуг с новыми инновационными их видами, в результате которого нарушается равновесие на рынке и используются новейшие технологии, что и приносит сверхприбыль. Таким образом, конкуренция рассматривается как динамичный процесс, влияющий на развитие экономики страны. Но, несмотря на многие теоретические подходы, современные ученые при идентификации сущности понятия "конкуренция" пытаются учесть изменения, произошедшие в мировой экономике, механизм ее действия и функции, которые она выполняет в обществе.

В теоретических исследованиях соперничества финансовых посредников авторы не дают прямого определения категории "конкуренция на инвестиционном рынке", однако достаточно активно ее употребляют и используют в качестве инструментария методического анализа. Так, в формулировке понятия "банковская конкуренция" наблюдается попытка расширить его путем включения в состав рыночных субъектов небанковских финансовых институтов и нефинансовых компаний, которые "стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских и других финансовых услуг".

В русле проведения банками собственных инвестиционных операций представлена характеристика условий реализации банковской конкурентной стратегии на инвестиционном рынке, ориентированная на завоевание банками устойчивой позиции в конкурентной среде, обеспечение возможного стратегического преимущества.

Переходя непосредственно к формализации содержания понятия "конкуренция на инвестиционном рынке", отметим, что данную экономическую категорию можно рассматривать как борьбу между участниками рынка (банками, инвестиционными компаниями и др.) с целью захвата большей его доли, качественного развития существующих сегментов и выхода на новые рынки, получения конкурентных преимуществ за счет своевременного и систематического внедрения технических, технологических, организационных, маркетинговых, финансовых и других видов внутренних инноваций; как соревнование в форме взаимного соперничества субъектов инвестиционного рынка, обусловленное неоспоримым правом каждого из них на реализацию своего потенциала, без учета интересов других субъектов, для усиления входных барьеров в отрасль.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6