Главное меню


Основные виды и суть бюджетных нарушений

Тема контрольной работы "Основные виды и суть бюджетных нарушений" по дисциплине "Финансы".

В период мирового финансового кризиса очень важно осознать роль и значение бюджетных нарушений, поскольку сохранить стабильность финансовой системы страны, а тем более обеспечить экономический рост, при таких обстоятельствах достаточно сложно.

Проведенный нами анализ положения дел в Украине показал, что масштабы и темпы роста количества бюджетных нарушений не только не уменьшаются, а наоборот, ежегодно увеличиваются, поэтому с учетом низкой эффективности бюджетной системы борьба с данными явлениями должна стать одним из главных приоритетов внутренней политики государства.

Исследования убеждают, что причины появления бюджетных нарушений нужно искать в плоскости постоянного несоблюдения нормативно-правовых актов, норм и принципов действующего законодательства. Даже выделение некоторых видов нарушений последнего в отдельную статью Бюджетного кодекса Украины (ст.116) существенно не улучшило ситуацию. Так, за 2009 г. Счетная палата установила факты нарушений на общую сумму свыше 21,536 млрд. грн., из нее: незаконное, в том числе нецелевое, использование средств - 10,820 млрд. грн., неэффективное - более 11,454 млрд. грн. В 2010 г. этот показатель вырос до 30,520 млрд. грн. (соответственно, 16,118 и около 14,399 млрд. грн.).

Анализ динамики бюджетных нарушений приводит к выводу, что их объемы имеют устойчивую тенденцию к росту. Полнее постичь масштабы этого явления помогают убедительные цифры: в 2008 г. размеры таких нарушений в финансовом выражении достигли 1,3%, в 2009 г. - 2,3, а в 2010 г. - 2,8% ВВП.

Конечно, объемы бюджетных нарушений были бы намного больше, если бы мы показали не только данные Счетной палаты, а и сводный показатель по типам нарушений по всем контролирующим органам. Но такая статистическая информация отсутствует, да и приведенные примеры, на наш взгляд, достаточно ярко демонстрируют уязвимость финансовой системы Украины. Выявленные Счетной палатой объемы бюджетных нарушений вызывают тревогу, ведь они негативно влияют на благополучие населения и экономический рост. Как было отмечено, "оптимизация бюджетных расходов, их целевая направленность, высокий уровень эффективности использования создают бюджетный эффект экономического роста".

Наработка обоснованных мер по уменьшению количества бюджетных нарушений должна быть ключевой задачей всей системы государственного управления, поскольку снижение или полное устранение злоупотреблений подобного рода в перспективе даст возможность предоставлять гражданам качественные услуги и улучшать социальные стандарты жизни.

Несмотря на то, что проблемы бюджета рассматриваются в целом ряде научных работ (в частности, В. Демьянишина, И. Запатриной, С. Слухая, И. Чугунова, В. Федосова, С. Юрия и др.), многие вопросы, связанные с эффективным использованием денежных средств, еще нуждаются в исследованиях.

Практика свидетельствует, что участники бюджетного процесса постоянно не соблюдают требований Бюджетного кодекса Украины, например, принцип справедливости и непредвзятости распределения общественного богатства (п.9 ст.7), принцип эффективности и результативности (п.6 ст.7), который предполагает использование средств с максимальной пользой в экономической и социальной сферах. Приведенные цифры указывают на то, что бюджетные нарушения - не случайное, а системное явление в бюджетном процессе, устранить которое с помощью односторонних мер невозможно. Здесь нужны комплексные действия с использованием эффективных рычагов и инструментов влияния, направленных на ликвидацию коренных причин этих позорных экстерналий.

Цель работы - исследовать проблему возникновения бюджетных нарушений; привести их основные виды, охарактеризовать суть бюджетных злоупотреблений; предложить направления совершенствования бюджетной системы с целью снизить количество бюджетных нарушений и предотвратить неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств.

Основные виды и суть бюджетных нарушений

Следует отметить, что бюджетные нарушения характерны не только для Украины. Скажем, в 2009 г. в странах ЕС расходы единого европейского бюджета составляли 109,142 млрд. евро, из которых 55 млрд. евро было выделено на нужды сельского хозяйства. Вместе с тем незаконное использование субсидий достигло почти 5 млрд. евро.

Недавно член исполнительного совета Европейского центрального банка Йорг Асмуссен заявил, что хотел бы увидеть официальный документ, который бы предоставлял Суду ЕС полномочия следить за выполнением всех бюджетных правил, а также предложил максимально ограничить послабления для нарушителей финансовой дисциплины. Понятно, что применение таких жестких мер влияния на них, при том, что единый бюджет Евросоюза имеет очень мощный запас финансовой устойчивости, указывает на серьезность проблемы. Что же говорить об Украине, для которой потери, которые она несет из-за низкой эффективности бюджетной системы, вообще недопустимы!

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5