Главное меню


Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района

Привязка в ст.101 НК РФ момента вступления решения в законную силу к дате вручения решения лицу порождает неопределенность в установлении даты вступления соответствующего решения в законную силу.

В случае отправки решения почтой возникает вопрос:

либо считать дату вручения по аналогии с п.5 ст.100, п.11 ст.101.4 НК РФ (т.е. на шестой день со дня отправки), - либо нужно выяснять дату фактического вручения решения почтой (например, путем запроса на почту о дате фактического получения заказного письма).

В случае выяснения даты фактического получения письма это влечет за собой определенные трудности, т.к. почта не всегда оперативно реагирует на запросы налогового органа. А просрочка в установлении даты вручения решения по ст.101 НК РФ и соответственно в дате вступления решения в законную силу влечет нарушение сроков разноски в ЭОД, нарушение сроков выставления требований и т.п.

Кроме того, дата вступления решения в законную силу имеет значение для определения жалобы плательщика как апелляционной либо обычной.

В целях совершенствования налогового законодательства, необходимо внести изменения и дополнения в п.9 ст.101 НК РФ, изложив его в следующей редакции.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

В случае, если лицо, в отношении которого вынесено решение, или его представитель уклоняются от получения соответствующего решения, этот факт отражается в решении, и решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направляются по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица (индивидуального предпринимателя). В случае направления указанных решений по почте заказным письмом, датой вручения этих решений считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

И, наконец, рассматривая Статью 101 НК РФ, где предусмотрена процедура вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, необходимо обратить внимание на то, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом налоговый орган обязан известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

В то же время, ст.140 НК РФ не предусмотрена процедура рассмотрения жалоб налогоплательщиков. Т.е. процедура рассмотрения жалобы не регламентирована детально. Согласно указанной статье, жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом), по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе: оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа, отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении, изменить решение или вынести новое решение.

При этом в данной статье ничего не сказано об извещении налогоплательщика о рассмотрении жалобы, а также о наличии права на участие в рассмотрении жалобы. Согласно ст.45 Конституции каждый вправе защищать свои права всеми не запрещенными законом способами. Налогоплательщик имеет право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (п.7 ст.21 НК РФ).

Не извещение плательщика о времени и месте рассмотрения жалоб вышестоящим органом (т.е. не обеспечение возможности плательщику участвовать в процессе рассмотрения) как показывает судебная практика, является одним из оснований для удовлетворения исков плательщиков судами. Суды расценивают не обеспечение возможности плательщику участвовать в рассмотрении жалобы как нарушение права плательщика и грубое процессуальное нарушение со стороны налогового органа.

В целях устранения нарушения прав плательщиков и как следствие, исключения случаев удовлетворения судом исков по процессуальным основаниям, следует установить четкую процедуру рассмотрения жалоб налогоплательщиков, предусмотрев обязательное извещение плательщика о времени и месте рассмотрения жалобы

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5