Главное меню


Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района

В целях обеспечения выполнения своей главной задачи -контроля за соблюдением налогового законодательства- налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля. При проведении анализа состояния контрольной работы за соблюдением налогового законодательства были обнаружены проблемы, связанные с несовершенствованием налогового законодательства в части процедур проведения налоговых проверок. [20]

Одной из проблем является рассмотрение дел о налоговых правонарушениях, которое предусматривает две процедуры рассмотрения:

. в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ, рассматриваются дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях;

. в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ, рассматриваются дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях.

Эти процедуры имеют ряд отличий. Так, в случае рассмотрения материалов проверки в порядке ст.101.4 НК РФ возможность продления срока рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля и принятия по ним решения ст. 101.4 НК РФ не предусмотрена; так же не указана возможность признания руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным участия лица, привлекаемого к налоговой ответственности, для рассмотрения материалов и отложения на этом основании рассмотрения материалов. В отличие от п. 8 ст. 101.1 НК РФ в статье 101.4 НК РФ не указывается возможность вынесения решения по результатам рассмотрения материалов о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и не содержится возможности вынесения такого решения в качестве промежуточного. Однако отсутствие возможности отложить рассмотрение материалов проверки ввиду отсутствия лица привлекаемого к налоговой ответственности (т. е. признание руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным участия лица, привлекаемого к налоговой ответственности при рассмотрении материалов проверки), а так же проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, лишает налоговый орган, в случае представления налогоплательщиком возражений на акт и дополнительных документов, возможность всесторонне и более полно оценить материалы проверки, что может повлиять на обоснованность выносимого решения по результатам их рассмотрения. [25]

Предложение по устранению данной проблемы заключается в следующем:

внести изменения в процедуру рассмотрения материалов проверки в порядке ст.101.4 НК РФ предусмотрев возможность отложить рассмотрение материалов проверки ввиду отсутствия лица привлекаемого к налоговой ответственности, а так же проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Следующая проблема заключается в том, что действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и ИП предусматривает заявительный порядок регистрации. Т.е. по закону, плательщик вправе представить в налоговый орган, определенный пакет документов, где достоверность сведений заверяет своей подписью директор, а подлинность подписи директора заверяет нотариус. А налоговый орган по закону не имеет права проводить правовую экспертизу данных документов и в срок 5 дней обязан произвести регистрацию.[23]

Это создает почву для злоупотреблений, когда создается юридическое лицо - пустышка (т.е. учредители и директора, которые указаны в качестве таковых в представленных в налоговый орган документах, не имеют отношения к данным организациям), которое в дальнейшем используется в частности для уклонения от уплаты налогов, обналичивания денег и т.д.

При действующем законодательстве налоговые органы лишены эффективных средств борьбы с такими организациями.

Решение проблемы предлагается следующее :

ужесточить требования к процедуре регистрации юр. лиц и ИП, расширив полномочия налоговых органов по проверке сведений, указанных в документах на регистрацию, а также сам перечень документов (особо акцентировав на необходимость указания заявителем реального адреса нахождения регистрируемого субъекта, а также подтверждение факта нахождения его по этому адресу). В частности, предлагается обязать представлять заявителей документ о праве собственности, аренды и т.п. на тот адрес, который указан как юридический.

Соответственно, подлежат расширению основания для отказа в регистрации, а также необходимо ужесточить ответственность за создание липовых юр. лиц и ИП (имеется в виду уголовная и административная).[26]

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5