Главное меню


Административный порядок разрешения налогового спора

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящим налоговым органом может быть принято одно из следующих решений:

об оставлении жалобы без удовлетворения;

об отмене акта налогового органа и назначении дополнительной проверки;

об отмене решения налогового органа и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении;

об изменении решения налогового органа или вынесении нового решения.

Решение налогового органа подлежит отмене вышестоящим налоговым органом в полном объеме, поскольку Налоговым кодексом не предусмотрена возможность отмены решения налогового органа в какой-либо части. По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу дела. Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом не предусмотрено. Если налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент считают, что решение, принятое налоговым органом по их жалобе, является неправомерным, то они вправе обжаловать его в рамках внесудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Анализ рассмотрения жалоб свидетельствует о том, что значительное количество ошибок (нарушений) допускается налоговыми органами в процессе проведения камеральных и выездных налоговых проверок и оформления их результатов, а также неправильного применения законодательства о налогах и сборах по вопросам порядка уплаты налогов, неправильной квалификации налоговых правонарушений, неправильного исчисления налоговых санкций, пропуска срока давности, нечеткой формулировки законодательства о налогах и сборах, не урегулированности некоторых вопросов. Но есть и положительные моменты. Руководство ФНС поняло, что успех выполнения их непосредственной функции - пополнения бюджета зависит не от экстенсивных факторов - выполнения этой задачи за счет взыскания штрафов и пеней, в результате чего налогоплательщики просто уходят «в тень», а за счет нормального сотрудничества с налогоплательщиками и обеспечения им нормальных условий по исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов.

Жалоба может быть подписана либо самим индивидуальным предпринимателем или организацией . От имени организации жалоба может быть подписана как ее законными представителем - руководителем организации, так и иным уполномоченным учредительными документами лицом или уполномоченным представителем организации на основании выданной доверенности. Если жалоба подписывается представителем налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, то к жалобе должны быть приложены копии документов, подтверждающих полномочия представителей (выписки из устава, копии доверенности и т.д.).

Если жалоба подается лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, она оставляется без рассмотрения. Налоговым кодексом предусмотрено право лица, подающего жалобу, приложить к жалобе обосновывающие ее документы. Так, к жалобе могут быть приложены обжалуемый акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права, акт налоговой проверки, первичные и иные документы, подтверждающие позицию заявителя, а также другие документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы. Предоставление лицом, подавшим жалобу, одновременно с жалобой документов, обосновывающих жалобу, является целесообразным, поскольку дает возможность рассматривающему жалобу должностному лицу составить наиболее четкое представление о сложившейся ситуации и принять объективное решение.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5