Главное меню


Проблемы пенсионного обеспечения

Говоря о демографической ситуации, обычно обращают внимание на то, что количество пенсионеров примерно в 2028-2032 гг. сравняется с количеством занятых. Действительно, одно это делает невозможным дальнейшее существование в России, как и в большинстве развитых стран, стандартных солидарных пенсионных систем, основанных на ответственности поколений. Ситуация, когда работодатель помимо заработной платы работника еще и полностью обеспечивает выплаты в расчете на одного пенсионера с коэффициентом замещения выше 40%, становится просто невозможной.

Но этим проблема не исчерпывается. В последние годы прежде всего из-за развития интернета и процессов глобализации лавинообразно меняется структура рынка <http://www.vedomosti.ru/glossary/%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0> труда. Если прежняя модель предполагала, как правило, работу у одного работодателя, причем превалировала занятость на крупных и средних предприятиях, то теперь резко растет доля малых предприятий и самозанятых.

В ближайшей перспективе на традиционных промышленных предприятиях будет работать менее 1/5 трудоспособного населения страны. Человек сейчас может одновременно трудиться по договорам на многих работодателей в разных странах и сам при этом быть работодателем. Пенсионная система сейчас полностью игнорирует это явление. Наибольшая удельная нагрузка в традиционном секторе экономики (стандартные крупные предприятия), а наибольшие выгоды получают те, у кого есть специальные пенсионные системы (военные и проч.), либо использующие специальные режимы платежей (адвокаты и проч.).

Упущено из виду и то, что в силу существования весьма ощутимых демографических волн колебания численности поколений в обозримой перспективе могут составлять до 30%. Необходимо формирование резервов на периоды особо неблагоприятных демографических провалов. Сейчас правительство убаюкивается тенденцией роста рождаемости, но впереди резкое снижение количества женщин в фертильном возрасте и необратимо последует очередное падение рождаемости.

По примеру некоторых развитых стран можно ввести ограничения по наличию имущества и доходов для получения этого пособия (нельзя обращаться за пособием, если у тебя есть средства на счетах в банках сверх определенной суммы, дорогостоящее имущество, ценные бумаги <http://www.vedomosti.ru/glossary/%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8> или если ты проживаешь в семье с доходами сверх определенной величины) .

Количество обратившихся за пособием будет намного меньше общего количества пенсионеров. Более того, при таком подходе у нас появится возможность наконец полностью изменить параметры потребительской корзины и прожиточного минимума.

Интересно, что общим местом стала фраза о провале пенсионной реформы - и это в стране, в три раза увеличившей в реальном выражении пенсии по сравнению с 2000 г. В мире практически не было такого роста пенсий в уже сформировавшейся пенсионной системе.

При обсуждении пенсионных вопросов не акцентируется то, что предлагаемые изменения никак не задевают нынешних пенсионеров и людей, завершающих трудовую деятельность. Реформа проводится для молодых поколений, а весь шквал критики идет от тех, на кого она не рассчитана. Поразительно, но практически все высказывания против повышения пенсионного возраста идут от тех, кого эта мера не может затронуть.

Совершенно не обязательно принимать решение по пенсионной реформе до конца этого года. Опыт прежних реформ показывает, что они всегда вводились задолго до того, как были подготовлены все необходимые документы. Это приводило к негативным последствиям.

Кроме всего прочего, создание особых пенсионных систем для отдельных категорий работающих в перспективе приводит к серьезным противоречиям. Общим местом стала критика государственных служащих за наличие у них особой пенсионной системы. Но практически никто не обращает внимания, что для большинства госслужащих их пенсия как государственного служащего будет ниже обычной. Более того, чем выше должность государственного служащего, тем ниже у него коэффициент замещения. Для министров, заместителей министров, депутатов он давно стал ниже 15%.

Государство Российское является основным работодателем на рынке труда. Заработная плата <http://www.vedomosti.ru/glossary/%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0> в бюджетной сфере традиционно была невысока. В последнее время предприняты серьезные усилия по росту и реформированию заработной платы бюджетников. Но при этом не просчитывались пенсионные последствия, не было попытки рассмотреть вопрос в комплексе.

Перейти на страницу:
1 2 3