Главное меню


Права и обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта обязательного пенсионного страхования

В числе обязанностей, связанных с учетом пенсионных прав граждан, следует выделить обязанности ПФР и его территориальных органов по ведению государственного банка данных по всем категориям страхователей, включая лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также по ведению индивидуального (персонифицированного) учета информации обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, включая ведение специальной части ИЛС застрахованного лица.

Здесь необходимо разграничить правоотношения, связанные с учетом страхователей, и правоотношения, связанные с ведением индивидуального (персонифицированного) учета.

Ведение учета страхователей осуществляется начиная с 1991 г., когда в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» ПФР было поручено сформировать и вести государственный банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР. Данная обязанность страховщика закреплена также ст. 11 Закона об основах обязательного социального страхования, а применительно к системе обязательного пенсионного страхования - в Законе об обязательном пенсионном страховании.

Ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице в системе государственного пенсионного страхования осуществляется начиная с 1996 г. в соответствии с Законом об индивидуальном учете. К моменту начала пенсионной реформы в Российской Федерации в системе индивидуального (персонифицированного) учета была осуществлена начальная регистрация сведений обо всех застрахованных лицах и данная система начала функционировать в полном объеме.

Следует отметить, что без ведения персонифицированного учета пенсионных прав граждан не может функционировать ни одна развитая пенсионная система мира, так как только при ведении такого учета застрахованному лицу по достижении им пенсионного возраста можно установить именно тот размер трудовой пенсии, который соответствует вкладу данного лица в пенсионную систему, произведенному в период всей трудовой деятельности.

При проведении пенсионной реформы, в рамках ведения индивидуального (персонифицированного) учета, ПФР нужно будет решать ряд дополнительных задач, связанных с особенностями вновь формируемой пенсионной системы. Первая из них - осуществление учета поступивших за застрахованное лицо страховых взносов.

Первоначально персонифицированный учет строился по принципу учета начисленных заработной платы и страховых взносов. Затем, вследствие того, что представляемые работодателем сведения о начисленных заработной плате и страховых взносах зачастую отличались от фактических, начиная с 2001 г. был введен учет уплаченных страховых взносов.

Однако введение накопительного элемента может быть реализовано только в случае учета не начисленных и уплаченных, а фактически поступивших в пенсионную систему денежных средств, в связи с чем и учет должен осуществляться в отношении поступивших денежных средств. Безусловно, в силу специфики налогового законодательства и законодательства о банках и банковской деятельности страхователь не может представить в ПФР сведения о тех денежных средствах, которые поступили в бюджет ПФР, тем более применительно к каждому застрахованному лицу. Эти данные ПФР должен рассчитать сам путем сопоставления сведений: о начисленных страховых взносах в отношении каждого застрахованного лица и об уплаченных страховых взносах в целом по организации, представленных страхователем, а также о денежных средствах, поступивших от этого страхователя на счет ПФР полученных от налоговых органов и органов федерального казначейства.

Еще одним важным элементом индивидуального (персонифицированного) учета в связи с проведением пенсионной реформы и введением накопительного элемента является обособленный учет на специальной части ИЛС застрахованного лица сумм страховых взносов, поступивших на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также дохода от их инвестирования. На основе этих сумм в соответствии с Законом о трудовых пенсиях будет осуществляться расчет накопительной части трудовой пенсии, поэтому учет движения всех финансовых потоков, связанных с накопительным элементом, осуществляется отдельно от учета иных средств обязательного пенсионного страхования, расходуемых на распределительной основе.

Перейти на страницу:
1 2 3 4