Главное меню


Права и обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта обязательного пенсионного страхования

При этом следует отметить, что право органов ПФР на получение информации, отнесенной к налоговой тайне, не противоречит режиму налоговой тайны, установленному НК, поскольку в соответствии со ст. 102 НК органы государственных внебюджетных фондов (т.е. и органы ПФР) включены в перечень органов, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Еще одним важным правом ПФР является право осуществлять управление средствами бюджета ПФР и контроль за их расходованием.

Данная норма корреспондируется с определениями понятий «средства обязательного пенсионного страхования» и «бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» и вытекает из статуса ПФР как государственного учреждения, которое в соответствии со ст. 296 ГК в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Причем в рассматриваемом случае пределы распоряжения средствами обязательного пенсионного страхования закрепляются Законом об обязательном пенсионном страховании и ежегодно принимаемыми федеральными законами о бюджете ПФР.

Новеллой в законодательстве являются такие права страховщика, как право представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями и право осуществлять возврат страховых взносов в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц они уплачены.

Данные полномочия ПФР непосредственно связаны с переходом учета пенсионных прав граждан с начисленных страховых взносов на поступившие. Поскольку в отличие от прежнего пенсионного законодательства для определения прав застрахованных лиц имеют значение только те суммы страховых взносов, которые поступили в бюджет ПФР за конкретное застрахованное лицо, ПФР не вправе присваивать себе те деньги, которые не персонифицированы, т.е. в отношении которых на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета нельзя установить, за какое конкретное застрахованное лицо они перечислены.

Из учета поступивших страховых взносов возникает и право осуществлять представление интересов застрахованного лица перед страхователем. Поскольку в правоотношениях, связанных с возникновением пенсионных прав исключительно по факту поступления денежных средств в пенсионную систему, ответственности за то, что страхователь не заплатил денег и у застрахованного лица не возникло вследствие этого пенсионных прав, ПФР в принципе не несет, бремя защиты пенсионных прав застрахованных лиц перед недобросовестным страхователем в значительной степени смещается в сторону самого застрахованного лица. И в этой ситуации ПФР в силу предоставленных ему законом прав может помогать застрахованному лицу защитить свои права и представлять интересы застрахованного лица перед страхователем.

Обязанности, возлагаемые на ПФР, можно условно разделить на три группы:

обязанности, связанные с управлением финансовыми потоками в сфере обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

обязанности, связанные с учетом пенсионных прав граждан;

обязанности, связанные с взаимоотношениями между ПФР, страхователями и застрахованными лицами.

В числе обязанностей, связанных с управлением финансовыми потоками в сфере обязательного пенсионного страхования, следует отметить такие, как подготовка обоснования размера тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, составление проекта бюджета ПФР и обеспечение его последующего исполнения, а также обеспечение целевого использования средств обязательного пенсионного страхования и контроля за их использованием.

Указанные положения Закона об обязательном пенсионном страховании корреспондируются с п. 1 ст. 145 БК, согласно которому проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов, а также подп. 1 п. 2 ст. 11 Закона об основах обязательного социального страхования, согласно которому обязанность по обоснованию тарифов страховых взносов возлагается на страховщика.

На практике это означает, что ПФР обязан подготовить обоснование тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на основе подготовленных тарифов составить проект бюджета ПФР, который затем утверждается по представлению Правительства РФ федеральным законом, и впоследствии обеспечить исполнение утвержденного бюджета, включая осуществление контроля за правильностью и обоснованностью расходования денежных средств обязательного пенсионного страхования, т.е. за их целевым использованием.

Перейти на страницу:
1 2 3 4