Главное меню


Права и обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта обязательного пенсионного страхования

пенсионный страхование фонд внебюджетный

В статье 12 Закона об обязательном пенсионном страховании определены права, обязанности и ответственность ПФР в качестве страховщика.

Необходимо отметить, что описанные в данной статье права ПФР как страховщика частично пересекаются с его полномочиями, установленными Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 (в ред. от 05.08.2000). В соответствии с п. 1 данного Положения ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и в этих целях был наделен рядом полномочий, свойственных федеральному органу исполнительной власти. В связи с тем, что в ходе проведения пенсионной реформы статус и задачи ПФР изменились, поменялся также и подход к определению сферы его компетенции как страховщика в области обязательного пенсионного страхования, в связи с чем права, которыми он наделяется в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, точно соответствуют тем задачам, которые перед ним стоят в рамках создания и функционирования полноценной системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Первым и основным правом страховщика в связи с осуществлением обязательного пенсионного страхования является право проведения у страхователей проверок документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. При этом в ходе проверки орган ПФР вправе требовать необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке. Данное положение требует особого разъяснения.

В соответствии со ст. 25 Закона об обязательном пенсионном страховании контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается на органы ФНС России, поэтому полномочия по проведению проверок правильности, своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование также возлагаются на налоговые органы. ПФР вправе осуществлять лишь проверку правильности и достоверности тех документов, которые непосредственно связаны с назначением и выплатой страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а также с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона об индивидуальном учете представление сведений об уплачиваемых страховых взносах осуществляется на основании данных бухгалтерского учета, а сведений о трудовом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

С проведением вышеуказанных проверок связано и еще одно право ПФР, а именно право требовать устранения выявленных нарушений законодательства об обязательном пенсионном страховании от руководителей и должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Дополнительно вопрос проведения органами ПФР проверок страхователей отражен в Методических рекомендациях по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных постановлением Правления ПФР от 30.01.02 N 11п (в соответствии с письмом Минюста России от 12.04.02 N 07/3522-ЮД данный документ в государственной регистрации не нуждается).

Несмотря на то что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговые органы, именно ПФР несет ответственность за исполнение обязательств, возникающих при поступлении страховых взносов, перед застрахованными лицами.

В этой связи ПФР предоставлено право получать у налоговых органов любую информацию, необходимую ему для осуществления обязательного пенсионного страхования, включая налоговую отчетность и информацию, составляющую налоговую тайну. Регулирование информационного обмена в этой сфере между налоговыми органами и органами ПФР в настоящее время осуществляется в соответствии с Порядком обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 04.02.02 N МЗ-16-25/1043/БГ-15-05/65.

Перейти на страницу:
1 2 3 4