Главное меню


Пенсионный фонд - участник правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

Вопрос об органе, который должен осуществлять обязательное пенсионное страхование и отвечать за весь комплекс вопросов от поступления страховых взносов в пенсионную систему до назначения и выплаты пенсий, обсуждался очень долго и являлся предметом рассмотрения не только органов исполнительной и законодательной, но также и судебной власти.

Система социального страхования и обеспечения, имеющаяся в настоящее время в Российской Федерации, складывалась еще в начале 90-х гг. Так, базовый пенсионный закон - Закон о государственных пенсиях - был принят еще в 1990 г., а Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) было утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2121-1 (в ред. от 05.05.97). До недавнего времени вопросы выплаты пенсий регулировались также Законом РФ от 05.03.92 N 2449-1 «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» (в ред. от 16.11.97) и Законом РФ от 06.07.91 N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (в ред. от 21.03.02)

Следует отметить, что все вышеперечисленные законодательные акты принимались еще в условиях, когда действовала Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России, принятая в 1978 г. и основанная на принципиально ином построении системы государственных органов, в т.ч. в части управления системой пенсионного обеспечения.

В результате функционирования данной системы в условиях Конституции и, соответственно, совершенствования нормативной правовой базы сложилась ситуация, когда к 2000 г. многие важнейшие вопросы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения, в том числе вопрос назначения и выплаты государственных пенсий в Российской Федерации, оказались законодательно неурегулированными.

Так, в соответствии со ст. 117 Закона о государственных пенсиях пенсионное обеспечение должно было осуществляться государственными органами социальной защиты населения. При этом законодательство РФ не раскрывает содержания понятия «государственный орган социальной защиты».

В соответствии с упомянутыми выше актами законодательства РФ управление системой пенсионного обеспечения в Российской Федерации осуществлялось на трех уровнях: на федеральном, на уровне субъекта РФ, на уровне местного самоуправления.

На федеральном уровне управление системой пенсионного обеспечения осуществлялось федеральными органами государственной власти и ПФР - органом, созданным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации (п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (в ред. от 05.08.2000)).

Функции по организации работы по своевременному и правильному назначению и выплате пенсий и пособий на уровне субъекта РФ на основании ст. 56 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» были возложены на краевую, областную администрации (т.е. фактически на органы исполнительной власти субъекта РФ), а аналогичные функции на уровне местного самоуправления на основании ст. 64 и 75 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» - на районную, городскую администрацию. При этом органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России от 12 апреля 1978 г. входили в систему органов государственной власти.

Однако Закон РФ «О краевом, областном совете народных депутатов и краевой, областной администрации» утратил силу с принятием Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 11.12.02)*(23), а Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.08.95 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 21.03.02)*(24). При этом следует иметь в виду, что ни Федеральный закон N 184-ФЗ, ни Федеральный закон N 154-ФЗ не наделили органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления полномочиями по назначению и выплате государственных пенсий.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5