Главное меню


Рекомендации по решению проблем налогообложения юридических и физических лиц, резидентов и нерезидентов Российской Федерации

Что касательно налогов по отдельности, можно выделить также ряд проблем, которые необходимо устранять. Далее будут подняты наиболее актуальные проблемы налогов, взимаемых с граждан и организаций.

. Налог на доход физических лиц. Существует две основные группы проблем, не позволяющих налогу на доходы физических лиц занять более достойное место в налоговой системе России. С одной стороны, это внешние проблемы, связанные с тем, что налоговая база по НДФЛ занижается налоговыми агентами, стремящимися снизить свои обязательства по ЕСН. С другой стороны, это внутренние проблемы НДФЛ, связанные с несовершенством тех или иных элементов этого налога. Учитывая это, а также, принимая во внимание обозначенные выше реалии существующей в России системы исчисления и уплаты НДФЛ, целесообразным представляется выделение следующей проблемы, в решении которых усматривается процесс дальнейшего развития НДФЛ, а именно, устранение заинтересованности налоговых агентов в выплате доходов физическим лицам с использованием «черных» или «серых» схем. Наиболее важной задачей здесь является создание экономического стимула для физических лиц уплачивать НДФЛ, а для налоговых агентов - производить выплаты официально. Такую проблему можно решить путем введения прогрессивной шкалы ставок вместо твердой ставки в 13% Особенность данной шкалы заключается в том, что ставка налога растет в прогрессии при увеличении дохода на 1 рубль. При этом темп увеличения ставки прогрессии с ростом дохода на 1 рубль постоянно уменьшается. Ступенчатость этой шкале придает то, что к каждому рублю налоговой базы применяется только одна ставка, которая больше той, что применялась для предыдущего рубля налоговой базы и меньше ставки, установленной для следующего рубля.

Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, особенно после отмены у них в 2002 и 2003 годах льгот, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.

. Налог на прибыль. Налог на прибыль служит для «стимулирования предпринимательства». Само по себе утверждение, что налог стимулирует предпринимательскую деятельность уже абсурдно. Как налог на прибыль «стимулирует», можно показать на пальцах. Чем больше фирма использует в своей деятельности ресурсов на единицу продукции, тем меньше прибыль, а, следовательно, и налог на неё. Чем меньше расходуется ресурсов, т.е. эффективнее работает предприятие, тем больше государственные изъятия с помощью данного инструмента «стимулирования». Это уже получается наказание за более эффективную работу. Нетрудно понять, что зачастую расходы на организационные и технические мероприятия, направленные на экономию ресурсов значительно превышают суммы налога на прибыль, т.е. делают модернизацию экономически не выгодной. Эту проблему можно решить следующим образом: для оптимизации налога на прибыль предлагается создать на предприятии резервы. Ни один налоговый инспектор не сможет подвергнуть сомнению такой способ оптимизации налога на прибыль. С их помощью можно на вполне законных основаниях переносить на более поздний срок уплату налога на прибыль или вообще равномерно в течение года уменьшать его сумму за счет расходов, которые еще не возникли.

. Земельный и транспортный налог. Основной проблемой этих налогов служит несвоевременная постановка на учет объектов налогообложения. Данную проблему можно решить следующими способами. Касательно транспортного налога - ввести обязанность для продавцов при покупке обязательно ставить транспортное средство на учет в налоговый орган, наравне с тем, как это сделано с постановкой на учет в ГАИ. Касательно земельных участков - ввести муниципалитетам такую функциональную обязанность как отслеживание постановки на учет земельных участков, находящихся под ведомством данного муниципалитета.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6