Главное меню


Понятие и критерии выбора кредитной политики предприятия

Кредитная политика предприятия представляет собой систему мер и правил, которые направлены на осуществление контроля за предоставлением и использованием кредитов (в основном, речь идет о товарных кредитах) контрагентам (как правило, клиентам). Кредитная политика предприятия может включать в себя систему правил по выстраиванию отношений с клиентами, куда входит и процедура взыскания задолженности [48].

Однозначного определения кредитной политики организации нет. Она рассматривается различными авторами в контексте управления дебиторской задолженностью предприятия.

В.Б. Сироткин определяет ее как инструмент управления дебиторской задолженностью, когда говорит, что наиболее значимым инструментом управления дебиторской задолженностью является кредитная политика предприятия [43]. Крейнина М. Н. рассматривает кредитную политику предприятия как набор принципов, которые регулируют предоставление отсрочки платежа покупателям [25]. Более конкретное определение кредитной политике дает Лихачева О.Н.: «Кредитная политика - это система мер и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием товарных кредитов, предоставляемых компанией» [28]. С таким определением можно вполне согласиться, поскольку оно является достаточно емким и одновременно характеризует все аспекты данного понятия.

Положения кредитной политики предприятия могут быть отражены в специальном документе, формат которого зависит от специфики работы предприятия. Но в любом случае кредитной политике должны быть присущи следующие особенности:

продуманная работа с клиентом: правила сегментирования типов заказчиков и правила работы с каждым сегментом;

распределение внутри компании работ по взаимодействию с должниками;

процедура взыскания долгов внутренними силами;

описание ситуаций, при которых долг передается для взыскания коллекторскому агентству;

описание ситуаций, при которых на должника подают в суд.

Данная система должна быть оформлена документально.

Каждое предприятие определяет для себя ряд критериев, по которым принимается решение о кредитовании того или иного контрагента. Для того, чтобы эти критерии неукоснительно соблюдались, необходимы четкие инструкции для каждого из работников компании и для каждой возможной ситуации [28]. Требования к формированию и полученные преимущества кредитной политики можно выразить в следующем:

имеется четкое распределение полномочий и ответственности;

сотрудники знают, когда и как применяется тот или иной утвержденный план действий, имеются наработанные алгоритмы;

поскольку границы ответственности каждого сотрудника определены кредитной политикой предприятия, а действия разделены по функциональному принципу, то должник не имеет возможности использовать противоречия внутри структуры фирмы-кредитора.

информированность всего коллектива о деталях кредитной политики исключает почву для конфликтов, вызванных недопониманием действий руководства, поскольку решены вопросы этики поведения, минимизируются проблемы с заказчиками и между работниками.

правила работы с заказчиками (предписания, кому и на каких условиях) могут предоставляться товары или услуги без предоплаты или с частичной предоплатой) [23] должны быть документально оформлены, что придает соблюдению предписаний кредитной политики предприятия обязательный статус;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6