Главное меню


Реформа местного самоуправления на основе закона №131 РФ (на примере Ленинградской области)

Конституция Российской Федерации установила, что в России признаётся и гарантируется местное самоуправление. Конституция отнесла местное самоуправление к одной из основ конституционного строя, закрепила организационную обособленность местного самоуправления, включила его в систему органов, через которые народ осуществляет свою власть. Последовавшие в её развитие законодательные акты об общих принципах организации местного самоуправления установили права населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления и на муниципальную собственность, предоставили органам местного самоуправления право самостоятельного формирования и исполнения местных бюджетов, управления и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельного решения вопросов местного значения.

октября 2003 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определил двухуровневую систему местного самоуправления.

Целями принятия этого закона являются: обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения; повышение ответственности за надлежащее исполнение полномочий в рамках компетенции органов местного самоуправления; усиления государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан.

Оптимизация взаимодействия государственной и муниципальной власти является одной из наиболее важных задач, решаемых в рамках проводимой в настоящее время административной реформы.

Характеризуя органы местного самоуправления Ленинградской области необходимо отметить, что на 1 января 2007 года было сформировано 222 муниципальных образования, в том числе один - городской округ, 17 муниципальных районов, 62 городских поселения и 142 сельских поселения, тогда как на 1 января 2005 года в состав Ленинградской области входило 29 муниципальных образований.

Кардинальные изменения федерального законодательства в сфере местного самоуправления предопределили принятие и введение в действие в Ленинградской области целого блока нормативных актов, регулирующих межбюджетные отношения в новых условиях. На основе этих документов с 1 января 2006 года на территории области сформирована принципиально новая система местных бюджетов, состоящая из бюджетов муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений, используется разнообразие фондов и видов финансовой помощи.

Значительная доля бюджетных услуг Ленинградской области представляется на уровне муниципальных образований. Областные органы власти призваны стимулировать эффективное управление общественными финансами на уровне муниципальных образований, что обеспечивает качественный экономический и социальный рост на территории субъекта РФ в целом. Повышение эффективности межбюджетных отношений в Ленинградской области определяется как взаимоотношение органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления области по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Необходимость построения оперативной «обратной связи» с муниципалитетами потребовала разработки нового комплексного подхода, который бы позволил обеспечить мониторинг (постоянно действующую систему наблюдений, сбора, анализа и распространения информации) качества управления финансами и платёжеспособности муниципальных образований Ленинградской области.

В настоящей работе будут освещены вопросы: формирования местных бюджетов в новых законодательных условиях; построение новой системы межбюджетных отношений; практическое применение мониторинга качества управления и платежеспособности муниципальных образований. Будет раскрыта роль бюджетного учёта в управлении местными бюджетами, даны рекомендации по основным направлениям развития межбюджетных отношений.

Анализ проведения хода реформы местного самоуправления, последствий ее реализации, актуальных проблем и путей их решения позволит раскрыть важность этой темы для современного общества и ее актуальность в настоящее время. Современная реформа муниципальной деятельности затрагивает все сферы общественной жизни, поэтому целесообразно будет подтвердить и показать необходимость продолжения совершенствования процессов муниципального реформирования в регионах России, в том числе и Ленинградской области.

1. История развития местного самоуправления в России