Главное меню


Риски мобилизационного пути развития

Тема курсовой работы «Риски мобилизационного пути развития» по дисциплине «Финансы».

Проведение спортивных мегасобытий принято рассматривать сквозь призму регионального, а для малых стран - и национального развития.

Мегасобытию отвечает наличие телеаудитории, превышающей 1 млрд. зрителей, и телетрансляций не менее чем на 30 стран.

По своей сути проведение соревнований - это тест на определение степени зрелости экономики. Развитые экономики решают проблемы финансирования на уровне местных бюджетов и инвестиций со стороны заинтересованного бизнеса (не случайно Олимпийские игры принимают города, а не государства), развивающиеся же привлекают все имеющиеся ресурсы, при этом основная часть расходов приходится на бюджет.

Кроме того, для развивающихся стран это, во-первых, пиар-акция (или акт самоутверждения) политической силы, которая находится у власти, и уже, во-вторых, реклама страны, а экономические вопросы, как правило, рассматриваются без должной детализации. При принятии решения о подаче заявки на проведение мега-события общепринятой является тенденция существенно занижать уровень расходов на его подготовку и чрезмерно завышать будущую прибыль (оценка ex-ante).

После же проведения соревнований такие ожидания, как правило, не подтверждаются (анализом ex-post).

Особенностью проведения игр в развивающихся странах является практически полное отсутствие спортивных сооружений и опыта организации соревнований по отдельным видам спорта. Так, Украина, которая готовится подать заявку на проведение зимних Олимпийских игр 2022 г., никогда не проводила этапов Кубков мира или Европы ни по одному из зимних олимпийских видов спорта. В предполагаемом месте проведения (Львов, Карпаты) нет ни современных трамплинов, ни горнолыжных трас олимпийского уровня, ни ледовых дворцов (для керлинга, фигурного катания, хоккея, шорт-трека). С этой точки зрения, Россия имеет преимущества, хотя впервые этап Кубка мира по горнолыжным видам спорта был проведен только в 2012 г., а до начала зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 г. осталось менее двух лет. Принимая решение о проведении игр на территории одной из стран, МОК фактически берет на себя весь риск за возможные провалы организаторов.

Влиянию спортивных мегасобытий на региональную экономику посвящено много исследований, где основное внимание уделяется изменению количества рабочих мест, увеличению или уменьшению доходов, созданию объектов инфраструктуры. Как правило, идентифицировать положительный или отрицательный эффект от проведения даже самых значимых из них (зимних или летних Олимпийских игр, Чемпионатов мира и Европы по футболу) для крупных экономик не удается. Чаще всего эти эффекты локализованы в регионе проведения. При этом положительного финансового и экономического эффекта достигают организаторы, которые продуктивно используют уже существующие спортивные сооружения и инфраструктуру (например, летние Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе, Чемпионат мира по футболу 2006 г. в Германии, Чемпионат Европы по футболу 2008 г. в Австрии и Швейцарии). В этих уникальных случаях расходы на модернизацию покрываются уже во время мегасобытий, и нет необходимости в дальнейшем выделять дополнительные денежные средства на содержание спортивных объектов. Такие мегасобытия не нарушают равновесного состояния на рынке спортивных услуг и после их проведения.

Сторонники проведения Олимпийских игр рассматривают соревнования с позиций регионального развития либо интересов частного сектора. В Украине главным лоббистом проекта "Олимпийская надежда 2022" (далее - ОН-2022) выступает Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами. На наш взгляд, с реализацией этих проектов связано, скорее, национальное, чем региональное развитие. Подготовка к Евро-2012 позволяет сделать выводы о влиянии соответствующих государственных расходов на показатели финансовой стабильности и экономического развития страны. Подготовка и проведение спортивных мегасобытий происходят на основе имеющихся ресурсов, действующих институциональных (формальных и неформальных) норм, в некоторых случаях (например, членства в ЕС) благодаря активной поддержке мощных международных фондов. Поэтому любой чужой опыт нужно трансформировать с позиций собственных возможностей и рисков, характерных для страны.

Ввиду повышающейся роли спорта и отраслей экономики, которые работают на удовлетворение потребностей общества в здоровом образе жизни, уже в течение длительного времени существует так называемая "экономика спортивных мегасобытий", задачей которой является проанализировать их влияние на развитие стран в зависимости от показателей экономического развития, демографической, религиозной и социальной структур общества, географического положения и других факторов.

Цель работы - оценить риски приема спортивных мегасобытий для развивающихся стран, влияние спортивных соревнований на показатели экономической и финансовой стабильности стран с учетом состояния экономического развития и уровня институциональных преобразований (на основе статистических данных о подготовке и проведении Евро-2012), возможные последствия проведения зимних Олимпийских игр 2022 г. в Украине.

экономический рост спортивный мегасобытие