Главное меню


Роли и значение финансового менеджмента в малом бизнесе

Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.

Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с 70-х - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Например, в США - в малом предпринимательстве занято 53% населения, в Японии - 71,7%, в странах ЕС - примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах - мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Малый бизнес необходим потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства.

Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одной из которых является и малый бизнес. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

К сожалению малый бизнес в России не слишком развит и имеет множество проблем, среди которых основными являются административные барьеры, высокий уровень налогообложения и недоступность кредитных ресурсов.

Целью исследования является всестороннее освещение проблем малого бизнеса. Особое внимание уделяется проведению финансового анализа малого предприятия, а также изучению путей повышения финансовой устойчивости в малом бизнесе.

Для достижения цели работы рассматриваются следующие задачи:

· изучить понятие, сущность и особенности малого бизнеса;

· рассмотреть роль, значение и задачи малого бизнеса в экономике страны и финансовой системе;

· изучить основные этапы развития малого бизнеса в России;

· рассмотреть особенности финансового менеджмента малого бизнеса;

· провести финансовый анализ деятельности малого предприятия;

предложить пути улучшения финансовой устойчивости малого бизнеса.

Глава 1. Управление финансами малого предприятия как фактор успеха