Актуальность темы определена новациями в законодательстве, принципиально
изменившими финансирование социальной сферы, формированием и расходованием
средств социальных (целевых) внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды являются неотъемлемым звеном
финансовой системы государства и представляют собой совокупность финансовых
ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных
органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и
использования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения
национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп
населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для
финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:
обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение
социальных услуг населения.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде
специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого
центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с
расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших
средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах,
предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило,
временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они
заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно
менялось: одни возникали, другие аннулировались.
В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества
и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед
государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его
предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные
финансовые неудобства (в одних фондах- нехватка средств, в других - избыток) и
требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного
государства начинается период унификации специальных фондов. На основе
объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после
рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к
исполнению.
В современных условиях наряду с бюджетом вновь
повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих
фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:
у органов государственной власти появляются
дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой
поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
строго целевое использование средств этих фондов
обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и
предназначение (решение новых важных задач) требуют особого внимания со стороны
государства;
возможность использования для покрытия бюджетного
дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.
Цель данной работы - определить правовое положение пенсионного фонда
Российской Федерации (ПФР) и основные направления использования финансовых
ресурсов учреждений сферы пенсионного обеспечения,
В соответствии с поставленной целью задачи работы следующие:
1. Проанализировать основные изменения в правовом регулировании
финансовых отношений в пенсионной сфере.
2. Определить основные направления совершенствования организации
финансов пенсионной сферы.
|