Главное меню


Положение российских и иностранных лиц как налогоплательщиков

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в VII - VI вв. до н. э. в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов.

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своими и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…». К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 г. Но современная налоговая система сложилась в сложное для России время: на рубеже 1991-1992 годов. Примером для её создания стали зарубежные страны, такие как США, Германия и Англия.

Заимствование принципов налогообложения у вышеуказанных стран привело к большому числу налоговых правонарушений, таких как сокрытие доходов из-за большой налоговой нагрузки. Не смотря на всё это в 1992-1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов. 1 января 1994 года были повышены ставки налогов. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массового отказа от налоговой законопослушности. Ранее других от налогов стали уходить небольшие негосударственные предприятия. Для ухода от налогов использовались самые различные методы:

) Чтобы уменьшить выплаты по налогу на прибыль, предприятия старались увеличить отчётную долю издержек. Самым простым способом увеличения отчётных издержек было увеличение фонда зарплаты, для чего многие фирмы выписывали заработную плату на множество «мёртвых душ» (лиц, числившихся с списках работников, но реально не работавших).

) Чтобы уменьшить налогообложение фонда оплаты труда, предприятия платили часть денег своим работникам под видом возврата медицинской страховки через страховые компании, под видом материальной помощи и т. п.

) Чтобы уйти от налога на прибыль фирмы регистрировались в качестве малых предприятий, которые согласно тогдашнему законодательству не платили этот налога в течение первых двух лет своей с момента регистрации, а также имели другие налоговые льготы. После истечения двух лет предприятие ликвидировалось и вновь регистрировалась уже под новым названием, получая право на очередной двухлетний срок налоговых льгот.

) Многие фирмы пользовалось услугами различных общественных организаций, имевших законодательные привилегии: «церковных организаций», «чернобыльцев», «спортсменов», «афганцев», «инвалидов» и т. п. Чтобы уменьшить свои издержки, фирмы проводили свои операции не самостоятельно, а через такие организации.

Последствия массового уклонения от уплаты налогов в 1990-е годы были двоякими. С одной стороны, уходя от налогов, фирмы сохраняли дополнительный финансовые ресурсы, которые были нужны для поддержания производства, а значит этот процесс противодействовал спаду производства. Кроме того, уменьшалась налоговая составляющая в стоимости продукции и фирмы могли продавать её дешевле. С другой стороны, беспорядок в налогообложении подрывал стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России, сокращал возможности для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы, снижал эффективность макроэкономических мероприятий.

В 1990-е годы власти использовали только один путь решения проблем налогообложения - ужесточения налоговых законов и усиление давления налоговых органов на фирмы. Однако, каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике и продолжали уклоняться от налогов. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм.

В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство: была установлена плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, введена регрессивная шкала единого социального налога, отменены оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54% до 15%). В 2006 году замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил, что за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27,5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор. Налоговая реформа также способствовала увеличению собираемости налогов и стимулировала экономический рост.

Экономика государства не может постоянно развиваться без совершенствования налоговой системы. Отсюда следует актуальность выбранной темы. Одним из методов исследования является сравнительный анализ налоговых систем зарубежных развитых стран с российской налоговой системой.

Практическая значимость состоит в возможности выявления и в дальнейшем использования выявленных в работе положительных и отрицательных моментов особенностей положения российских и иностранных лиц как налогоплательщиков, в возможном практическом применении указанных в работе рекомендаций по модернизации и усовершенствованию российской налоговой системы в целом, с учетом исследованного и проанализированного опыта развитых зарубежных стран.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования и последовательного развития налоговой системы России и налоговых систем иностранных государств, а также отношения, возникающие между государством, налоговыми органами и налогоплательщиками в процессе осуществления своих прав и обязанностей.

Предметом исследования является законодательная база, регулирующая эти отношения.

Цель данной работы - проанализировать положение Российских и иностранных лиц как налогоплательщиков, а так же провести сравнительный анализ налоговых систем Российской Федерации с системами других стран, и предложить пути совершенствования российского налогового законодательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть основные положения налогообложения РФ;

· рассмотреть и проанализировать налоги, взимаемые на территории РФ;

· рассмотреть и проанализировать налоги, взимаемые с физических и юридических лиц на территориях иностранных государств;

· на основе анализа налогообложения России и зарубежных стран дать рекомендации по совершенствованию налогового законодательства РФ.

Новизна дипломной работы состоит в новом подходе исследования налоговых систем - не в целом, а по элементам, что дает возможность детально рассмотреть налоговые системы.

Основным методом исследования стал сравнительный. Также использовались аналитический и метод обобщения.

В качестве теоретической основы дипломной работы послужили федеральные законы, нормативно-правовые акты, труды иностранных и отечественных авторов, научные статьи и публикации, а также статистические данные.

Структура дипломной работы включает определенные цели и задачи и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Основные положения налогообложения РФ